20.2. Психологическое исследование информационных материаловЗадачиУстановление:
- особенностей информационного материала, которые имеют значение для их последующей правовой оценки (содержания в аспекте особенностей отраженного в материале конфликта; целевой аудитории; коммуникативных намерений участников коммуникации; установок автора/говорящего и др.);
- социально-психологической направленности информационного материала или коммуникативных действий лица (формируемых у адресата социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.)
- психологических феноменов и их проявлений, имеющих отношение к экспертно-психологическому содержанию юридических понятий и категорий («возбуждения вражды», «унижения достоинства человека», «пропаганды запрещенных взглядов и идеологии/нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганды употребления запрещенных препаратов»; «побуждения к противоправным действиям», «побуждения/склонения к совершению опасных действий, самоубийства» и др.);
- информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
- негативного психологического воздействия на адресата (направленности воздействия, стратегий и приемов);
- влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального / непроцессуального действия.
Объекты:- информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения);
- аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация / процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые);
- объяснения и протоколы, записки / дневниковые записи / предсмертные записки / скрипты для продаж и др.
Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу:- Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
- Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
- Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации).
- При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
- Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.
В рамках данных комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз психологу могут быть поставлены следующие вопросы:– Какова психологическая (социально-психологическая) направленность информационного материала (коммуникативных действий)?
– Имеются ли в информационном материале психологические признаки побуждения детей к самоповреждающему либо суицидальному поведению?
– Направлен ли информационный материал на формирование готовности к лишению себя жизни?
– Содержатся ли в информационном материале приемы психологического воздействия, манипуляции? Если да, на что направлено данное воздействие?
– Направлен ли информационный материал (коммуникативные действия) на формирования готовности совершения определенных действий (экстремистских, террористических)?
– Имеется ли в информационном материале или коммуникативных действиях лица совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения к участию в деятельности террористической организации (экстремистского сообщества)?
– Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения к каким-либо действиям?
– Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков возбуждения вражды (ненависти) к какой-либо группе лиц, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, какой-либо социальной принадлежности?
– Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков одобрения либо оправдания нацизма?
– Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков демонстрирования нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций,
либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами с целью их пропаганды?
– Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
– Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
– Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
– Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?
– Имеются ли в переписке признаки оказания психологического давления, направленного на побуждение собеседника к совершению сексуальных действий?
– Имеются ли в переписке психологические признаки побуждения либо принуждения партнера по коммуникации к совершению сексуальных действий?
– Имеются ли в речи или поведении участников коммуникации психологические признаки угрозы?
– Выражены ли в коммуникативных действиях лица (адресата) особенности восприятия им угрозы?
– Носит ли коммуникация провокативный характер?
– Имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические признаки побуждения к совершению действий по передаче/получению денежных средств (или иных предметов)?
– Какова коммуникативная направленность речи участников разговора?
– На формирование какого представления о товаре (услуге) у адресата (потребителя) направлены используемые информационные материалы и речь участников коммуникации?
– Имеются ли в представленных объектах исследования психологические приемы, способствующие искаженному восприятию информации (сведений) и формированию неадекватного представления об оказываемых услугах и их условиях?
– Имеются ли в представленных материалах дела признаки единой системы психологического воздействия на потенциальных покупателей, каковы основные стратегии этого воздействия?
– Какова целевая аудитория, на которую направлена коммуникативная деятельность представителей организации?
– Имеются ли в коммуникативных действиях кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, направленных на возврат просроченной задолженности, признаки психологического давления на должника?
– Направлена ли публикация (информационный материал) на формирование у адресата негативного образа лица (физического, юридического)?
– Имеются ли ответные реплики (ФИО) в ходе допроса, зафиксированного на …, содержание которых определялось влиянием извне? Если да, то о каких обстоятельствах идет речь?
– Содержится ли в представленном материале совокупность психологических и лингвистических признаков убеждения в
негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. дискредитации?
– Содержится ли в представленном материале совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
– Содержится ли в представленном материале совокупность психологических и лингвистических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. дискредитации?
– Содержится ли в представленном материале совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органами Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?